ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ «КОРПУС «ЗА ЧИСТЫЕ ВЫБОРЫ»


На онлайн-вебинаре член Исполкома Корпуса рассказали, как отличить достоверные социологические исследования от манипуляций электоратом

22 мая состоялся обучающий вебинар Ассоциации НОМ на тему «Социология в электоральных процессах». В ходе обсуждения спикеры озвучили основные тенденции развития социологии в современных реалиях и поделились информацией об инструментах и формах применения практической социологии в сфере выборов. Член Исполкома Корпуса «За чистые выборы», кандидат социологических наук Антон Лукаш рассказал участникам вебинара о ключевых маркерах, при помощи которых можно определить, что исследование нацелено на манипуляцию общественным сознанием.

Спикерами образовательного вебинара стали политологи, эксперты Центра прикладных исследований и программ Николай Пономарев и Арсений Беленький, член Исполкома Корпуса «За чистые выборы», кандидат социологических наук Антон Лукаш.

Член Исполкома Корпуса «За чистые выборы», кандидат социологических наук Антон Лукаш в своём выступлении рассказал о специфике современной электоральной социологии, инструментарии науки и методах её отличия от исследований, нацеленных на манипуляцию общественным сознанием. Эксперт подчеркнул, что сегодня очевидна угроза манипулятивного формирования общественного мнения. Электоральная социология, по мнению Анона Лукаша, имеет цель понять, что вызывает доверие или недоверие к кандидатам, а также степень активности электората. Специфика же современных социологических исследований, как сообщил эксперт, заключается в том, что их среда «сегодня засорена не фактами, а мнениями и суждениями. Много людей - умышленно или нет - субъективно участвуют в формировании общественного мнения».

Антон Лукаш в своём выступлении также обозначил, что ключевыми предметами манипуляций в электоральной сфере являются «генеральная совокупность» (совокупность всех объектов, относительно которых предполагается сделать вывод), «выборочная совокупность» (часть генеральной совокупности элементов, охватываемая опросом) и репрезентативность выборки (показатель, полно и достоверно отражающий признаки совокупности, частью которой она является). Распознать манипулятивное социологическое исследование можно при помощи ключевых, свойственных ему признаков: вопросы формируются нейтральным-манипулятивным образом, их содержание обращается к чувственно-эмоциональному опыту человека, умышленно используются логические ошибки, создаются условия ложного выбора (вопросы задаются в виде степени оценки того или иного явления, который не ставится под сомнение), в самом начале даются «заряжено жёсткие вопросы», формируя негативное отношение участника опроса.

Также Антон Лукаш рассказал о методах выявления недостоверных исследований, о ключевом понятии «валидность» (обоснованность) исследований, эмпирической, логической и других видах верификации полученных результатов. «Следует исключить слепое эмоциональное восприятие результатов любых исследований. Всегда необходимо понимать, что любой социологический анализ – всего лишь источник информации, позволяющий увидеть ситуацию здесь и сейчас. Важно формировать собственную позицию, строить смыслы личного восприятия. Кто исследовал, где опубликовали и как было сделано – базовые точки проверки исследования», - заключил эксперт.



Livejournal Яндекс Одноклассники Liveinternet Mail.Ru