ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ «КОРПУС «ЗА ЧИСТЫЕ ВЫБОРЫ»


Постановление Конституционного Суда РФ о праве избирателей обжаловать итоги голосования

22 апреля Конституционный Суд Российской Федерации признал за избирателями право обжаловать итоги голосования в судебном порядке.

Текст Постановления

Заявители просили признать неконституционными нормы законодательства, ссылаясь на которые суды ранее отказали избирателям, наблюдателю от политической партии, члену комиссии с правом решающего голоса, региональному отделению политической партии в праве оспорить итоги голосования на избирательном участке ввиду нарушений при установлении итогов голосования, определении результатов выборов (передача в территориальную избирательную комиссию данных об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва, не соответствующих протоколу участковой избирательной комиссии, и внесение этих данных в сводную таблицу и протокол об итогах голосования).

В результате предметом рассмотрения Конституционным Судом явились взаимосвязанные положения части первой статьи 259 ГПК Российской Федерации, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», на основании которых решается вопрос о судебной защите избирательных прав по заявлениям избирателей, наблюдателей от политических партий, а также региональных отделений политических партий, поданным в связи с предполагаемыми нарушениями избирательного законодательства, допущенными при установлении итогов голосования, определении результатов выборов (согласно ст. 36, 74, 96 и 97 закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», КС РФ принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, которая была применена в деле заявителя и конституционность которой подвергается сомнению, не будучи связанным при принятии решения основаниями и доводами, изложенными в жалобе).

Рассмотрев данное дело, Конституционный Суд пришел к следующим выводам:

1. Правовой статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса обусловлен правовой природой этих коллегиальных органов, которые наделены публично-властными функциями; соответственно, правовое регулирование полномочий членов участковых избирательных комиссий по обращению в суд в связи с осуществлением ими публично-властных функций не затрагивает их правовой статус как избирателей; не препятствует оно и реализации ими как избирателями права обжаловать в суд решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их избирательные права.

2. Наблюдатель от избирательного объединения, кандидата может обжаловать в судебном порядке только решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, нарушающие его права как наблюдателя, так как он не является носителем самостоятельных интересов, связанных с реализацией права избирать и быть избранным, а представляет интересы соответствующего избирательного объединения или кандидата.

3. Региональное отделение политической партии вправе обратиться в суд с заявлением о защите избирательных прав в случае участия в соответствующих выборах в качестве избирательного объединения, или в защиту прав партии, если это допускается ее уставом.

4. Избиратели вправе оспаривать итоги голосования на участке, где они принимали участие в выборах.

КС РФ отмечает, что признание за гражданами права на обжалование в суд итогов голосования, результатов выборов, хотя и не является общепризнанным, имеет относительно широкое распространение, в том числе в таких государствах, как Венгрия, Германия, Италия, Казахстан, Молдова, Польша, Португалия, Сербия, Словакия, Таджикистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Эстония. Конституционный суд также ссылается на ряд международно-правовых актов (Резолюцию Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1897 (2012) «Обеспечение большей демократии на выборах», Свод рекомендуемых норм при проведении выборов Венецианской комиссии Совета Европы и др.), которые вместе с тем допускают введение определенных требований, относящихся к реализации таких возможностей.

Конституционный суд обращает внимание на то, что значение активного избирательного права не исчерпывается обеспечением лишь самого по себе свободного участия в голосовании на выборах – им предопределяются и последующие отношения, связанные прежде всего с подсчетом голосов избирателей и установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором гражданин принимал участие в выборах в качестве избирателя, а также с определением результатов выборов, поскольку результаты выборов должны соответствовать зафиксированному в итогах голосования волеизъявлению избирателей. Иной подход – связывающий окончание процесса реализации активного избирательного права со стадией голосования и не предполагающий признание интересов гражданина как избирателя применительно к дальнейшим избирательным процедурам, включая подсчет голосов, – ставил бы под сомнение конституционную ценность не только собственно избирательных прав, но и самих институтов свободных выборов. В таком случае гражданин лишался бы возможности удостовериться в правильном учете поданного им голоса, что, в свою очередь, порождало бы сомнения в отношении законности процедур реализации пассивного избирательного права, равно как и легитимности избранного состава выборного органа публичной власти, выборного должностного лица.

При этом КС РФ еще раз подчеркивает, что не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

На основании данного Постановления и правовой позиции Конституционного Суда, выраженного в нем, парламенту теперь предстоит внести изменения в действующее законодательство. До этого времени суды не вправе отказывать в принятии к рассмотрению заявлений граждан, принимавших участие в выборах в качестве избирателей, в защиту своих избирательных прав, нарушенных при установлении итогов голосования на том избирательном участке, на котором они голосовали.

Те, кому ранее суды отказали в рассмотрении заявлений по данным основаниям, могут обратиться заново в порядке пересмотра по новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу (гл. 42 ГПК РФ).

Настоящее Постановление КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

 



Livejournal Яндекс Одноклассники Liveinternet Mail.Ru